Под креативным мышлением принято понимать способность генерировать новые идеи и подходы к решению существующих проблем, рассматривать вопросы с нестандартных точек зрения и находить возможность применять новые оригинальные методы на практике. Креативное мышление позволяет видеть связи между различными идеями, допускать необычные сочетания и находить новые способы решения задач.
Зачем развивать креативное мышление?
- Решение проблем – креативное мышление способствует нахождению нестандартных решений проблем.
- Инновации – креативные люди вносят новаторские идеи, которые могут стать основой для инноваций в различных областях.
- Адаптация к изменениям – креативные люди лучше адаптируются к переменам и находят новые возможности в меняющихся условиях.
- Развитие личности – развитие креативного мышления способствует личностному росту, помогает лучше понимать себя и свои интересы.
- Улучшение коммуникации – креативные люди часто обладают лучшими навыками коммуникации, поскольку они могут выражать свои идеи и точки зрения более четко и оригинально.
- Повышение продуктивности – креативное мышление может способствовать повышению продуктивности, потому что позволяет находить более эффективные методы выполнения задач.
- Успех в обучении – развитое креативное мышление может способствовать более эффективному обучению, т.к. оно активизирует различные умственные процессы.
- Стимулирование воображения – креативное мышление позволяет расширить воображение и видеть возможности, которые могли бы остаться незамеченными.
- Повышение качества жизни – люди с развитым креативным мышлением часто способны придавать более яркий и насыщенный характер своей жизни, создавая интересные и вдохновляющие вещи.
Можно сказать, что развитие креативного мышления способствует не только личному успеху, но и стимулирует инновации, способствуя развитию общества в целом.
Как развить креативное мышление?
Упражнения и игры, способствующие развитию креативного мышления:
- Театральная творческая игра – детям дают задание показать что-либо, используя звуки, движения, мимику и жесты. Например, изобразить динозавра, часы, фонтан, вселенную, улей. Игра подходит для командного творчества.
- Поиск общих свойств – детям задают названия двух предметов, а они должны найти между ними как можно больше общего. Например, мука и мел белого цвета, а в чашку и банку можно налить жидкость. Если участников несколько, побеждает тот, кто нашел больше общих свойств между предметами.
- Зоопарк – детям дается задание изображать разных животных при помощи движений, звуков, мимики, жестов. Если занятие в группе, можно сделать «зоологическую эстафету», когда ребенок показывает сначала «свое» животное, а потом любое другое из числа присутствующих. Остальные должны угадать, что это за животное, и передать эстафету тому, кто «отвечает» за него, и покажет, «как правильно».
- Рифмуем имена – в этой игре детям нужно придумать рифму к своему имени. Например «Я Нина, иду из магазина», «А я Рита, у меня цветы политы».
- Ищем пару – групповая игра, для которой детям крепят на спину листики с именами сказочных персонажей, имеющих пару. Например, Крокодил Гена и Чебурашка, Красная Шапочка и Серый Волк, Леди Баг и Супер Кот и другие. Дети не знают, что написано на листике за спиной, и должны отыскать свою пару, задавая наводящие вопросы другим детям.
- Сочинитель – детям задают три слова, которые нужно использовать в одном предложении, например, «стол», «арбуз» и «вагон» или составить рассказ, используя 14-15 заранее заданных слов и другие слова-связки.
- Дорисуй фигуру – детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения. Например, солнце, цветок, часы, мячик, глобус, монетка, очки и т.д. Аналогичные задания можно давать и для других геометрических фигур. Например, из прямоугольников дети могут дорисовать кирпичный дом, стол, скамейку, из квадратов – табуретку, электрическую розетку, выключатель.